Тренер-преподаватель – это не работа, а образ жизни
Советы, рекомендации, предостережения тренеру-преподавателю
ПОМНИТЕ:
Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения:
— относитесь к учащимся по-человечески, доброжелательно;
— никогда не унижайте, не оскорбляйте воспитанника, свое негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре. Дети, в большинстве своем, очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор лучше отложить до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять, что, несмотря на случившееся, в него верят, надеются на него;
— начиная работу в учебной группе, постарайтесь, как можно больше узнать о каждом ребенке, а затем постоянно интересуйтесь его жизнью и проблемами;
— стремитесь понять расстановку сил в группе, определите микроклимат, выявите, кто является лидерами. Если лидер, который оказывает негативное влияние, то не стоит вступать с ним в борьбу, а лучше постарайтесь сделать его своим единомышленником;
— работайте со сложными (трудными) подростками в сотрудничестве с их родителями;
— старайтесь отталкиваться от положительных черт характера, отмечайте успехи и положительные сдвиги в каком либо деле. Особенно отмечайте индивидуальные достижения, формируя уверенность в своих силах.
-поощряйте самостоятельность, учите этой самостоятельности;
— будьте гибкими в отношениях с занимающимися, умейте определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышайте голос, потом все равно будет стыдно. Старайтесь все замечания делать с юмором;
— стремитесь быть справедливым, никогда не доводите ситуацию до конфликта;
— уважайте каждого своего воспитанника, так чтобы радоваться его успехам, разделяйте его огорчения и верьте в его будущее.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ:
— главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе;
— обучающиеся, не нашедшие подтверждение своих способностей, теряют интерес к спортивной школе.
ПОЭТОМУ:
— наладьте хорошие отношения с учителями в МОУ, где учатся ваши воспитанники;
— введите систему проверки успеваемости;
— осторожно оценивайте неудачи учащегося, ребенок не должен уходить со школы обиженным на тренера;
— научитесь своевременно и четко заполнять журналы.
ПОМНИТЕ:
Родитель учащегося – не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик и единомышленник.
ПОЭТОМУ:
— стремитесь наладить деловые связи с родителями;
— привлекайте родителей к воспитательной работе;
— опирайтесь на их помощь;
— на первом родительском собрании определите план работы на весь год;
— никогда не говорите родителю, что его ребенок плохой, не ругайте детей в присутствии других родителей;
— будьте открыты всем;
— не старайтесь угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в вас нет принципиальности, твердости характера.
Главное – не ждите прямых актов благодарности:
тогда не будет разочарований
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ:
— не давайте оценок детям, наблюдая их только в учебно-тренировочном процессе;
— не бойтесь быть простым, однако сохраняйте дистанцию, установить ее снова будет гораздо труднее;
— не старайтесь сделать все без помощи родителей, иначе все оставшееся время будите все делать сами;
— не позволяйте нелестных отзывов о своих коллегах, иначе через некоторое время о вас будут говорить так же, только за глаза;
— не отчаивайтесь, если вам кажется, что ваши усилия напрасны, не ждите прямых и скорых результатов;
— не забывайте на открытых мероприятиях или спортивных праздниках напомнить родителям и детям о тех тренерах, которые с ними работали раньше. Это оценят и ученики, и родители, и коллеги.
Учащиеся в группе — твое отражение:
Старайтесь постоянно работать над собой
НЕОБХОДИМО:
— быть честным с учащимися;
— быть добрым, но не добреньким, не заигрывать с детьми;
— быть требовательным и справедливым, объяснять свои требования;
— не давать обещаний, которые не можешь выполнить;
— не делать ничего формально;
— быть последовательным и объективным;
— быть самим собой, оставаться в ладу со своими чувствами, сочетая искренность с требовательностью и добротой;
— искать новое, критически осмысливать свою работу, не останавливаться на достигнутом и идти вперед.